I.Введение

 

 «Здоровье – это состояние полного физического,

 психологического и социологического благополучия,

а не просто отсутствие болезни и физических дефектов»

(определение Всемирной организации здравоохранения)

 

  В национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

        В начале XX века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внёс понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей: близорукость, сколиоз, анемия.

   В современных условиях  у наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе. Многочисленные наблюдения свидетельствуют о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Всё это подтверждает, что в образовательных учреждениях необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

   Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и  одновременно способствует укреплению здоровья школьников.

    Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.

   Залогом здоровья является, с одной стороны, раннее выявление физических отклонений или психологических проблем, с другой стороны – устранение причин, вызывающих  нарушение физического и психического здоровья.

Школьные факторы риска

·         Стрессовая педагогическая тактика.

·        Интенсификация учебного процесса.

·         Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.

·        Несоблюдение  физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

·        Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

·        Безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

·         Отсутствие службы школьного врачебного контроля

·        Провалы в  системе физического воспитания.

·         Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

В школе предусматривается комплекс взаимодействий медика, психолога и педагога - система медико-психолого-педагогического сопровождения. Школа работает в сотрудничестве с медицинским персоналом   Тёпловской сельской больницы.

Основной задачей медиков является диагностика и коррекция наиболее распространённых заболеваний, предупреждение возможности заболеваний с помощью профилактических мероприятий.

Основной задачей педагога-психолога является поддержание и укрепление психического здоровья учащихся, содействие их оптимальному психическому развитию в условиях школы.

Основной задачей педагога является организация учебно-воспитательного процесса с учётом медико-психологического обследования ребёнка.

   В школе введён третий час физической культуры.

   Исходя из предварительной оценки уровня физической подготовленности и здоровья учащихся

     Данная программа «Здоровье»   разработана, исходя из предварительной оценки уровня физической подготовленности и здоровья учащихся и направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование школьников.

    В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы.

   

II. Цель программы и задачи

 

Целью программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

Задачи:

·        обеспечить укрепляющую здоровье среду для работы и учёбы в стенах школы;

·        пропагандировать индивидуальную, семейную и общественную ответственность за состояние ребёнка;

·        поощрять здоровый образ жизни;

·        создавать всем учащимся возможность для реализации их физического, психологического и социального потенциала, а также для укрепления их самоуважения;

·         намечать ясные цели по укреплению здоровья и повышению безопасности  всех участников образовательного процесса;

·        использовать имеющиеся ресурсы для поддержки деятельности по укреплению здоровья;

·        составлять логически последовательные планы медико-санитарного просвещения с использованием методов обучения, обеспечивающих активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;

·        вооружать школьников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой физической среды обитания.

·         

III. Прогнозируемый результат

 

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

 

IV. Участники программы

 

·        учащиеся;

·        классные руководители;

·        учителя-предметники;

·        педагог – психолог;

·        медицинский персонал сельской больницы;

·        родители;

·        администрация;

·        технический персонал.

·         

V. Основные направления деятельности

 

·        Учебно-воспитательная работа

 

1

   Обеспечение условий для адаптации к новым условиям учащихся 1 и 5 классов.

 Сентябрь- ноябрь

2

 Организация перемен и создание на них условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов

В течение всего года

3

 Выполнение программы ОЗОЖ

В течение всего года

4

 Контроль  за правильным использованием ТСО

Ноябрь, февраль

 5

 Анализ урока с позиции здоровьесбережения

Декабрь

6

  Повышение валеологической грамотности учителей

 январь

 

 

 

 

·        Диагностическая работа

 

1

 Ведение «Паспорта здоровья» в классах

В течение всего года

2

Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (журналы, тетради)

Октябрь-март

3

 Анкетирование учащихся и родителей « Моё здоровье».

Ноябрь

4

Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе

 Октябрь, май

5

 Оценка психологического здоровья учащихся

Январь

 

·         Профилактическая работа

 

1

Осуществление плановых медосмотров

 В соответствии с графиком ТСБ

2

 Мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, проветривание, освещённость)

В течение всего года

3

Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов)

Ежедневно

4

Контроль за состоянием рабочей мебели

Ноябрь, февраль

5

 Контроль за осуществлением «питьевого режима»

В течение всего года

6

Осуществление профилактических мероприятий в периоды обострений заболеваний

В течение всего года

 

·         Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа

 

1

  Изучение и внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся  охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику УВП

В течение всего года

2

 Методическая поддержка учителей,  внедряющих здоровьесберегащие технологии

В течение всего года

3

Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов

Декабрь, январь

 

 

 

·        Информационно-просветительская работа

 

1

Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лектория, проведение дней здоровья

В течение всего года

2

 Использование наглядной агитации:

·        выпуск стенгазет;

·        оформление уголков здоровья в классных комнатах;

·          воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек)

В течение всего года

 

 

VI. Функции различных категорий работников школы

 

1.     Функции директора и его заместителей:

- общее руководство реализации программы: организация, координация, контроль;

- общее руководство и контроль за организацией горячего питания в школе;

-  организация контроля за выполнением программы ОЗОЖ;

- организация контроля уроков физкультуры;

- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;

- организация встреч учащихся, родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД,  ГО и ЧС, медработниками;

- организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и её контроль;

- организация создания банка о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;

- организация работы психологической и социальной службы  в школе.

2.     Функции классного руководителя:

- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма;

- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании и табакокурения;

-организация и проведение профилактической работы с родителями;

- организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы «Здоровье»;

- оказание помощи учителям физкультуры, педагогу-психологу  при проведении исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

- проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения,  действия в ЧС, правовой культуры.

3.Функции учителя физической культуры:

- совместно с педагогическим коллективом и с помощью общественных организаций образовательного учреждения проводит работу по физическому воспитанию, развитию спорта и туризма среди обучающихся;

- несет ответственность за выполнение комплексной программы физического воспитания и обеспечение базового уровня физической подготовленности обучающихся, предусмотренного государственным образовательным стандартом;

- планирует, организует и проводит уроки, факультативные и внеурочные занятия по физическому воспитанию;

- совместно с классными руководителями проводит контрольные (тестовые) испытания по определению уровня физической подготовленности обучающихся;

- проводит работу по контролю за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся в течение всего периода обучения;

- совместно с учителями других предметов организует физкультурные паузы на уроках и производственных занятиях, «подвижные» перемены;

- составляет и знакомит учителей и воспитателей групп продленного дня с комплексами оздоровительных упражнений

- организует учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях в физкультурных кружках;

- проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с регулярным участием в них всех школьников;

- руководит сборными командами образовательного учреждения в ходе их участия в различных соревнованиях;

- проводит работу по оборудованию и поддержанию в соответствии с гигиеническими требованиями мест занятий физической культурой и спортом;

- обеспечивает правильную  эксплуатацию спортивного инвентаря, хранение и уход за ним;

- обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры по технике безопасности на всех видах занятий физической культурой;

- оказывает организационную и методическую помощь воспитателям групп продленного дня, классным руководителям, всем педагогам и физкультурному активу в проведении занятий по физической культуре и в организации соревнований;

- проводит подготовку общественного физкультурного актива из числа обучающихся, учителей и родителей для работы в образовательном учреждении;

4. Функции воспитателя группы продленного дня:

- следит за выполнением обучающимися режима дня и правил личной гигиены во время пребывания их в группе продленного дня;

- организует ежедневные физкультурные занятия в группе продленного дня (спортивный час);

- проводит физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий, игры во время прогулок;

- содействует выполнению обучающимися домашних заданий по физической культуре.

 

5. Функции учителя, преподающий общеобразовательные предметы:

- осуществляет межпредметные связи между преподаваемыми им учебными дисциплинами и физической культурой;

- проводит физкультминутки (физкультпаузы) на своих уроках, следит за осанкой учеников во время уроков и гигиеническим состоянием класса (кабинета, аудитории, мастерской, лаборатории), в котором проводятся занятия;

- участвует в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований в школе.

 

6. Функции старшего вожатого:

- организует физкультурные мероприятия, входящие в содержание работы детской организации;

- принимает участие в подготовке обучающихся к физкультурным соревнованиям, дням здоровья, физкультурным праздникам, конкурсам, спортивным играм типа «Стартов надежд» и другим физкультурным и спортивным мероприятиям;

- содействует вовлечению детей в спортивные секции, подбирает спортивных вожатых (физкультурный актив) для выполнения общественных поручений.

         - принимает участие в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий;

- совместно с учителями физической культуры не реже одного раза в году готовит для обсуждения на педагогическом совете материалы, характеризующие состояние работы по укреплению здоровья обучающихся.

 

 

VII. Сотрудничество школы с другими учреждениями

 

Учреждение

Задачи и направления

 Формы взаимодействия

Тёпловская сельская больница (ТСБ)                                                   

 Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

 Медосмотры, диспансеризации, медицинская помощь

Детская поликлиника ЦРБ, подростковый кабинет

 Взрослая поликлиника  ЦРБ

Стоматологический кабинет ТСБ

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма

 Лекции, беседы, конкурсы.

Пожарная служба

 Служба ГО и  ЧС

 

 

VIII. План реализации программы на 2007-2009 учебные годы

 

I этап (2007/2008)

 

1. Исследования и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся

 

Мероприятия

Срок

Класс

Ответственный

1

 Диспансеризация в детской поликлинике

август

1

Медицинская сестраТСБ, классные руководители, специалисты поликлиники ЦРБ

2

 Медосмотр педагогического, вспомогательного и технического персонала

По графику ЦРБ

 

специалисты поликлиники ЦРБ

3

Оформление паспортов безопасности, паспортов здоровья, листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп.

Сентябрь

1-11

Классные руководители, учитель физкультуры, зам.дир. по УВР

4

 Медицинские осмотры учащихся на базе ЦРБ

По графику ЦРБ

1-11

Медицинская сестра ТСБ, классные руководители, специалисты поликлиники ЦРБ

5

 Выездные медицинские осмотры учащихся

 По графику  ТСБ

1-11

Медицинская сестра ТСБ, классные руководители

 6

Анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11

Зам.дир. по ВР

7

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни

В течение года

1-11

Зам.дир. по У ВР

 

 

 

2. Мониторинг психофизиологическогоческого здоровья учащихся

1

  Оценка напряжённости

октябрь

5,7

Педагог-психолог

2

Шкала тревожности Сирса

ноябрь

8,9,11

3

Тест на тревожность

октябрь

1

4

Оценка состояния физических возможностей учащихся

сентябрь, январь, май

1-11

 Учителя физической культуры

3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе

1

 Эстетическое оформление класса и школы

 В течение года

1-11

Зам.дир. по ВР

2

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

 В течение года

1-11

Зам.дир. по УВР

 3

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

-проветривание

-освещение

-отопление

-уборка

 

 

 

Ежедневно

1 раз в неделю

2 раза в год

ежедневно

 Все помещения

Завхоз, зав. кабинетами, мастерскими

4

Контроль за качеством питья и питьевым режимом

Ежедневно

 

Завхоз, классные руководители

5

Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями

 В течение года

1-11

Зам.дир. по УВР

6

 Организация активного отдыха на перемене

Постоянно

1-4

Классные руководители

4. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний

1

 Прививки детей согласно приказам Минздрава

 В течение года

1-11

ТСБ

2

Профилактическая работа во время эпидемий

 В течение года

1-11

Директор школы, завхоз, классные руководители, ТСБ

3

 Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы

 В течение года

1-11

Классные руководители,  мед.персонал ТСБ

5. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга

1

 Профилактика нарушения осанки на уроках

 В течение года

1-11

Учителя-предметники, учителя физкультуры

2

  Проведение физминуток, подвижных пауз на уроках

В течение года

1-9

Учителя-предметники

3

Подвижные перемены с использованием спортивного зала, школьного коридора

В течение года

1-4

 Учителя начальных классов, учителя физкультуры

4

 Организация школьных соревнований и участие школьников в районных  соревнованиях

В течение года

1-11

Зам.дир. по ВР, учителя физкультуры

5

 Организация дней здоровья

(прогулки, экскурсии, соревнования и т.д.)

7 апреля-Всемирный день здоровья

Ежемесячно

 

 

апрель

1-11

Зам.дир. по ВР, учителя физкультуры, классные руководители

6

Работа спортивных секций

В течение года

3-11

 Учителя физкультуры

6. Профилактика травматизма

1

  Организация, проведение:

  • месячника гражданской обороны;
  • месячника безопасности;
  • «Внимание- дети!»

1-11

Зам.дир. по ВР,

классные руководители,

преподаватель ОБЖ

 

 

 

 

 

 

2

Занятия по правилам дорожного движения

(выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков, плакатов и т.д.)

В течение года

1-11

Зам.дир. по ВР,

классные руководители,

учитель ИЗО

 

 

 

 Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ, ОЗОЖ

 По программе

1-11

Преподаватель ОБЖ, учитель биологии, физкультуры,

экологии, учителя начальной школы

3

Инструктажи сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности.

 В течение года

1-11

Сотрудники школы

Директор школы, зам.дир. по УВР,  зам.дир. по ВР,учителя-предметники, классные руководители

4

Декадники по предупреждению травматизма

В каждой четверти перед каникулами.

1-11

Зам. дир.по ВР,

классные руководители

5

 Статистика и анализ случаев травматизма в школе

 В течение года

1-11

Сотрудники школы

Директор школы, зам.дир. по УВР,  зам.дир. по ВР

7. Профилактика здорового образа жизни и профилактика вредных привычек

1

 Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, экология, биология, ОЗОЖ

В течение года

1-11

Преподаватель ОБЖ, учитель биологии, экологии, учителя начальной школы

2

 Участие в акции  «Волна здоровья. Займись собой»

 По плану

1-11

Зам. дир. по ВР, классные руководители

3

 Тематические классные часы (Приложение 1)

В течение года

1-11

Классные руководители

4

 Тематические родительские собрания

В течение года

1-11

Зам. дир.по ВР,

классные руководители

5

 Встречи:

·        с врачом-наркологом

·        с гинекологом

 

 По плану

8-11

Зам. дир.по ВР

 

6

Конкурсы, викторины

 По плану

1-11

Зам. дир.по ВР

 

7

 Исследовательские работы учащихся (рефераты)

 март

8-11

 Давыдова Н. Г,

Подифорова О. В

Сенотова В. Н

 

 

 

  II этап (2008/2009 учебный год)

 

 На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» за 2007/2008 учебный год будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье» на 2008/2009 учебный год.

 

IX. Заключение.

 Данная программа «Здоровье» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.

   В этом учебном  году  следует уделить особое внимание решению следующих задач:

·        отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

·        создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;

·        просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

·        мониторинг спортивно-оздоровительной работы в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz