I.Введение
«Здоровье – это состояние полного физического,
психологического и социологического благополучия,
а не просто отсутствие болезни и физических дефектов»
(определение Всемирной организации здравоохранения)
В национальной Доктрине развития образования и в федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
В начале XX века основоположник отечественной школьной гигиены Ф.Ф. Эрисман внёс понятие «школьные болезни», возникновение которых обусловлено обучением детей: близорукость, сколиоз, анемия.
В современных условиях у наших школьников чаще выявляются нервно-психические расстройства как предпатологические и патологические состояния, которые специалисты увязывают с организацией учебно-воспитательного процесса в школе. Многочисленные наблюдения свидетельствуют о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Всё это подтверждает, что в образовательных учреждениях необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Опыт некоторых школ показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья школьников.
Многие параметры образовательной среды регламентированы санитарными нормами и правилами, которые являются обязательными и подлежат выполнению в интересах сохранения здоровья школьников.
Залогом здоровья является, с одной стороны, раннее выявление физических отклонений или психологических проблем, с другой стороны – устранение причин, вызывающих нарушение физического и психического здоровья.
Школьные факторы риска
· Стрессовая педагогическая тактика.
· Интенсификация учебного процесса.
· Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
· Несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
· Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
· Безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
· Отсутствие службы школьного врачебного контроля
· Провалы в системе физического воспитания.
· Отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
В школе предусматривается комплекс взаимодействий медика, психолога и педагога - система медико-психолого-педагогического сопровождения. Школа работает в сотрудничестве с медицинским персоналом Тёпловской сельской больницы.
Основной задачей медиков является диагностика и коррекция наиболее распространённых заболеваний, предупреждение возможности заболеваний с помощью профилактических мероприятий.
Основной задачей педагога-психолога является поддержание и укрепление психического здоровья учащихся, содействие их оптимальному психическому развитию в условиях школы.
Основной задачей педагога является организация учебно-воспитательного процесса с учётом медико-психологического обследования ребёнка.
В школе введён третий час физической культуры.
Исходя из предварительной оценки уровня физической подготовленности и здоровья учащихся
Данная программа «Здоровье» разработана, исходя из предварительной оценки уровня физической подготовленности и здоровья учащихся и направлена на внедрение здоровьесберегающих технологий и валеологическое образование школьников.
В реализации программы «Здоровье» задействованы все службы школы.
II. Цель программы и задачи
Целью программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Задачи:
· обеспечить укрепляющую здоровье среду для работы и учёбы в стенах школы;
· пропагандировать индивидуальную, семейную и общественную ответственность за состояние ребёнка;
· поощрять здоровый образ жизни;
· создавать всем учащимся возможность для реализации их физического, психологического и социального потенциала, а также для укрепления их самоуважения;
· намечать ясные цели по укреплению здоровья и повышению безопасности всех участников образовательного процесса;
· использовать имеющиеся ресурсы для поддержки деятельности по укреплению здоровья;
· составлять логически последовательные планы медико-санитарного просвещения с использованием методов обучения, обеспечивающих активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;
· вооружать школьников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой физической среды обитания.
·
III. Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.
IV. Участники программы
· учащиеся;
· классные руководители;
· учителя-предметники;
· педагог – психолог;
· медицинский персонал сельской больницы;
· родители;
· администрация;
· технический персонал.
·
V. Основные направления деятельности
· Учебно-воспитательная работа
1 |
Обеспечение условий для адаптации к новым условиям учащихся 1 и 5 классов. |
Сентябрь- ноябрь |
2 |
Организация перемен и создание на них условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов |
В течение всего года |
3 |
Выполнение программы ОЗОЖ |
В течение всего года |
4 |
Контроль за правильным использованием ТСО |
Ноябрь, февраль |
5 |
Анализ урока с позиции здоровьесбережения |
Декабрь |
6 |
Повышение валеологической грамотности учителей |
январь |
· Диагностическая работа
1 |
Ведение «Паспорта здоровья» в классах |
В течение всего года |
2 |
Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (журналы, тетради) |
Октябрь-март |
3 |
Анкетирование учащихся и родителей « Моё здоровье». |
Ноябрь |
4 |
Ориентировочная оценка состояния здоровья обучающихся в школе |
Октябрь, май |
5 |
Оценка психологического здоровья учащихся |
Январь |
· Профилактическая работа
1 |
Осуществление плановых медосмотров |
В соответствии с графиком ТСБ |
2 |
Мониторинг санитарного состояния учебного помещения (отопление, проветривание, освещённость) |
В течение всего года |
3 |
Контроль пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов) |
Ежедневно |
4 |
Контроль за состоянием рабочей мебели |
Ноябрь, февраль |
5 |
Контроль за осуществлением «питьевого режима» |
В течение всего года |
6 |
Осуществление профилактических мероприятий в периоды обострений заболеваний |
В течение всего года |
· Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа
1 |
Изучение и внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику УВП |
В течение всего года |
2 |
Методическая поддержка учителей, внедряющих здоровьесберегащие технологии |
В течение всего года |
3 |
Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов |
Декабрь, январь |
· Информационно-просветительская работа
1 |
Использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лектория, проведение дней здоровья |
В течение всего года |
2 |
Использование наглядной агитации: · выпуск стенгазет; · оформление уголков здоровья в классных комнатах; · воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек) |
В течение всего года |
VI. Функции различных категорий работников школы
1. Функции директора и его заместителей:
- общее руководство реализации программы: организация, координация, контроль;
- общее руководство и контроль за организацией горячего питания в школе;
- организация контроля за выполнением программы ОЗОЖ;
- организация контроля уроков физкультуры;
- обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;
- разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и её контроль;
- организация встреч учащихся, родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ГО и ЧС, медработниками;
- организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и её контроль;
- организация создания банка о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
- организация работы психологической и социальной службы в школе.
2. Функции классного руководителя:
- санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма;
- организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании и табакокурения;
-организация и проведение профилактической работы с родителями;
- организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы «Здоровье»;
- оказание помощи учителям физкультуры, педагогу-психологу при проведении исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
- проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, действия в ЧС, правовой культуры.
3.Функции учителя физической культуры:
- совместно с педагогическим коллективом и с помощью общественных организаций образовательного учреждения проводит работу по физическому воспитанию, развитию спорта и туризма среди обучающихся;
- несет ответственность за выполнение комплексной программы физического воспитания и обеспечение базового уровня физической подготовленности обучающихся, предусмотренного государственным образовательным стандартом;
- планирует, организует и проводит уроки, факультативные и внеурочные занятия по физическому воспитанию;
- совместно с классными руководителями проводит контрольные (тестовые) испытания по определению уровня физической подготовленности обучающихся;
- проводит работу по контролю за состоянием здоровья и физическим развитием обучающихся в течение всего периода обучения;
- совместно с учителями других предметов организует физкультурные паузы на уроках и производственных занятиях, «подвижные» перемены;
- составляет и знакомит учителей и воспитателей групп продленного дня с комплексами оздоровительных упражнений
- организует учебно-тренировочные занятия в спортивных секциях в физкультурных кружках;
- проводит физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия с регулярным участием в них всех школьников;
- руководит сборными командами образовательного учреждения в ходе их участия в различных соревнованиях;
- проводит работу по оборудованию и поддержанию в соответствии с гигиеническими требованиями мест занятий физической культурой и спортом;
- обеспечивает правильную эксплуатацию спортивного инвентаря, хранение и уход за ним;
- обеспечивает санитарно-гигиенические условия и меры по технике безопасности на всех видах занятий физической культурой;
- оказывает организационную и методическую помощь воспитателям групп продленного дня, классным руководителям, всем педагогам и физкультурному активу в проведении занятий по физической культуре и в организации соревнований;
- проводит подготовку общественного физкультурного актива из числа обучающихся, учителей и родителей для работы в образовательном учреждении;
4. Функции воспитателя группы продленного дня:
- следит за выполнением обучающимися режима дня и правил личной гигиены во время пребывания их в группе продленного дня;
- организует ежедневные физкультурные занятия в группе продленного дня (спортивный час);
- проводит физкультурные паузы во время выполнения домашних заданий, игры во время прогулок;
- содействует выполнению обучающимися домашних заданий по физической культуре.
5. Функции учителя, преподающий общеобразовательные предметы:
- осуществляет межпредметные связи между преподаваемыми им учебными дисциплинами и физической культурой;
- проводит физкультминутки (физкультпаузы) на своих уроках, следит за осанкой учеников во время уроков и гигиеническим состоянием класса (кабинета, аудитории, мастерской, лаборатории), в котором проводятся занятия;
- участвует в проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий и соревнований в школе.
6. Функции старшего вожатого:
- организует физкультурные мероприятия, входящие в содержание работы детской организации;
- принимает участие в подготовке обучающихся к физкультурным соревнованиям, дням здоровья, физкультурным праздникам, конкурсам, спортивным играм типа «Стартов надежд» и другим физкультурным и спортивным мероприятиям;
- содействует вовлечению детей в спортивные секции, подбирает спортивных вожатых (физкультурный актив) для выполнения общественных поручений.
- принимает участие в организации и проведении общешкольных физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- совместно с учителями физической культуры не реже одного раза в году готовит для обсуждения на педагогическом совете материалы, характеризующие состояние работы по укреплению здоровья обучающихся.
VII. Сотрудничество школы с другими учреждениями
Учреждение |
Задачи и направления |
Формы взаимодействия |
Тёпловская сельская больница (ТСБ) |
Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение |
Медосмотры, диспансеризации, медицинская помощь |
Детская поликлиника ЦРБ, подростковый кабинет | ||
Взрослая поликлиника ЦРБ | ||
Стоматологический кабинет ТСБ | ||
ГИБДД |
Предупреждение детского травматизма |
Лекции, беседы, конкурсы. |
Пожарная служба | ||
Служба ГО и ЧС |
VIII. План реализации программы на 2007-2009 учебные годы
I этап (2007/2008)
1. Исследования и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся | ||||
|
Мероприятия |
Срок |
Класс |
Ответственный |
1 |
Диспансеризация в детской поликлинике |
август |
1 |
Медицинская сестраТСБ, классные руководители, специалисты поликлиники ЦРБ |
2 |
Медосмотр педагогического, вспомогательного и технического персонала |
По графику ЦРБ |
|
специалисты поликлиники ЦРБ |
3 |
Оформление паспортов безопасности, паспортов здоровья, листков здоровья в классных журналах. Комплектации на их основе физкультурных групп. |
Сентябрь |
1-11 |
Классные руководители, учитель физкультуры, зам.дир. по УВР |
4 |
Медицинские осмотры учащихся на базе ЦРБ |
По графику ЦРБ |
1-11 |
Медицинская сестра ТСБ, классные руководители, специалисты поликлиники ЦРБ |
5 |
Выездные медицинские осмотры учащихся |
По графику ТСБ |
1-11 |
Медицинская сестра ТСБ, классные руководители |
6 |
Анализ случаев травматизма в школе |
В течение года |
1-11 |
Зам.дир. по ВР |
7 |
Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни |
В течение года |
1-11 |
Зам.дир. по У ВР |
2. Мониторинг психофизиологическогоческого здоровья учащихся | ||||
1 |
Оценка напряжённости |
октябрь |
5,7 |
Педагог-психолог |
2 |
Шкала тревожности Сирса |
ноябрь |
8,9,11 | |
3 |
Тест на тревожность |
октябрь |
1 | |
4 |
Оценка состояния физических возможностей учащихся |
сентябрь, январь, май |
1-11 |
Учителя физической культуры |
3. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима в школе | ||||
1 |
Эстетическое оформление класса и школы |
В течение года |
1-11 |
Зам.дир. по ВР |
2 |
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок |
В течение года |
1-11 |
Зам.дир. по УВР |
3 |
Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям: -проветривание -освещение -отопление -уборка |
Ежедневно 1 раз в неделю 2 раза в год ежедневно |
Все помещения |
Завхоз, зав. кабинетами, мастерскими |
4 |
Контроль за качеством питья и питьевым режимом |
Ежедневно |
|
Завхоз, классные руководители |
5 |
Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями |
В течение года |
1-11 |
Зам.дир. по УВР |
6 |
Организация активного отдыха на перемене |
Постоянно |
1-4 |
Классные руководители |
4. Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний | ||||
1 |
Прививки детей согласно приказам Минздрава |
В течение года |
1-11 |
ТСБ |
2 |
Профилактическая работа во время эпидемий |
В течение года |
1-11 |
Директор школы, завхоз, классные руководители, ТСБ |
3 |
Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья, санбюллетени, полезные советы |
В течение года |
1-11 |
Классные руководители, мед.персонал ТСБ |
5. Физическое воспитание, организация активно-двигательного досуга | ||||
1 |
Профилактика нарушения осанки на уроках |
В течение года |
1-11 |
Учителя-предметники, учителя физкультуры |
2 |
Проведение физминуток, подвижных пауз на уроках |
В течение года |
1-9 |
Учителя-предметники |
3 |
Подвижные перемены с использованием спортивного зала, школьного коридора |
В течение года |
1-4 |
Учителя начальных классов, учителя физкультуры |
4 |
Организация школьных соревнований и участие школьников в районных соревнованиях |
В течение года |
1-11 |
Зам.дир. по ВР, учителя физкультуры |
5 |
Организация дней здоровья (прогулки, экскурсии, соревнования и т.д.) 7 апреля-Всемирный день здоровья |
Ежемесячно
апрель |
1-11 |
Зам.дир. по ВР, учителя физкультуры, классные руководители |
6 |
Работа спортивных секций |
В течение года |
3-11 |
Учителя физкультуры |
6. Профилактика травматизма | ||||
1 |
Организация, проведение:
|
1ч |
1-11 |
Зам.дир. по ВР, классные руководители, преподаватель ОБЖ
|
2 |
Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы рисунков, плакатов и т.д.) |
В течение года |
1-11 |
Зам.дир. по ВР, классные руководители, учитель ИЗО
|
|
Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ, ОЗОЖ |
По программе |
1-11 |
Преподаватель ОБЖ, учитель биологии, физкультуры, экологии, учителя начальной школы |
3 |
Инструктажи сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности. |
В течение года |
1-11 Сотрудники школы |
Директор школы, зам.дир. по УВР, зам.дир. по ВР,учителя-предметники, классные руководители |
4 |
Декадники по предупреждению травматизма |
В каждой четверти перед каникулами. |
1-11 |
Зам. дир.по ВР, классные руководители |
5 |
Статистика и анализ случаев травматизма в школе |
В течение года |
1-11 Сотрудники школы |
Директор школы, зам.дир. по УВР, зам.дир. по ВР |
7. Профилактика здорового образа жизни и профилактика вредных привычек | ||||
1 |
Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ, экология, биология, ОЗОЖ |
В течение года |
1-11 |
Преподаватель ОБЖ, учитель биологии, экологии, учителя начальной школы |
2 |
Участие в акции «Волна здоровья. Займись собой» |
По плану |
1-11 |
Зам. дир. по ВР, классные руководители |
3 |
Тематические классные часы (Приложение 1) |
В течение года |
1-11 |
Классные руководители |
4 |
Тематические родительские собрания |
В течение года |
1-11 |
Зам. дир.по ВР, классные руководители |
5 |
Встречи: · с врачом-наркологом · с гинекологом
|
По плану |
8-11 |
Зам. дир.по ВР
|
6 |
Конкурсы, викторины |
По плану |
1-11 |
Зам. дир.по ВР
|
7 |
Исследовательские работы учащихся (рефераты) |
март |
8-11 |
Давыдова Н. Г, Подифорова О. В Сенотова В. Н
|
II этап (2008/2009 учебный год)
На основе результатов обследования учащихся и итогов выполнения программы «Здоровье» за 2007/2008 учебный год будет разработана программа оздоровительной работы летом и внесены коррективы в программу «Здоровье» на 2008/2009 учебный год.
IX. Заключение.
Данная программа «Здоровье» предполагает постоянную работу по её дополнению и совершенствованию.
В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:
· отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;
· создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;
· просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
· мониторинг спортивно-оздоровительной работы в школе.