Дидактическая игра по экологии человека
« Убойная сила пагубных привычек»
Оборудование:
плакаты о вреде курения, алкоголизма и наркомании, слайды с данными о
последствии вредных привычек
Человек рождается на
свет
Чтоб оставить в
жизни добрый свет
И решить все трудные
задачи.
Человек рождается на
свет…
Для чего? Ищите свой
ответ!
Игру « Убойная сила пагубных привычек» можно провести в 8 классе после
изучения аналогичной темы. За две недели до игры отбираются 3 команды во главе с капитанами.
Каждой команде даётся задание подготовить интересный материал об одной из
пагубных привычек. Можно подготовить ведущих, которые будут перед вопросами
рассказывать о той или иной привычке.
На отдельном столе находятся
кубики ( можно бумажные) с номерами от 1 до 9. Тут же есть 3 более крупных кубика с
названием краёв: «Табакокурение», «Алкоголизм» и «
Наркомания». Капитаны с помощью теннисных шаров выбивают край, на вопросы
которого должны ответить. Затем или капитан или члены команды по очереди
выбивают вопросы.
Игра начинается.
Ведущий 1
Сегодня мы проведём игру « Убойная сила пагубных
привычек». Это будет путешествие по стране здоровья. Три команды будут бороться
за более обширные и твёрдые знания в области экологии человека.
Допустим, если был выбит край « Табакокурение»,
можно предложить небольшую сценку-миниатюру «Курильщик».
(Два ведущих и Андрюша-курильщик выходят на сцену с двух сторон)
Ведущий 1
Ведущий 1
Опять Андрюша с сигаретой? Полоний, скандий и
мышьяк
А ну, отдай цигарку эту! Угарный газ и
аммиак,
Ты что, не знаешь, что она Цианистая кислота,
До невозможности вредна? В ней бензопирен и CO2
Ведущий 2
Андрюша
Последних пару сантиметров Да что такое? Прекратите!
Вреднее первых раза в три. Аж
разболелась голова.
Курить вообще предельно вредно – Вы, кажется, всерьёз хотите
Ты на плакат наш посмотри! Совсем свести меня с
ума?!
Ведущий1
Ведущий 2
От этой «милой» сигареты Да мы
добра тебе желаем,
Сосудов спазм, гастрит, колит, Хотим помочь, а как не
знаем,
Вся слизистая рта разъета, Ты расскажи -ка лучше нам,
И развивается бронхит. Как закурил
впервые сам.
Андрюша
Андрюша
Вы что стращаете меня? Дело было
вечером…
Как ведьмы злые налетели… Делать было
нечего.
Да я без этого огня Я с
ребятами сидел
И встать- то не могу с постели. И на девушек глядел,
Он мне думать помогает, Что смолили
сигаретки,
Мою активность повышает, Как заправские
кокетки.
В работе – это первый друг! Тут одна и говорит:
Ведущий 2
« На ,
Андрюша закури!»
А ну-ка, брось её из рук! Сигарету
предложила,
Да ты хоть сам – то понимаешь, Зажигалочку
включила.
Что ерунду нам здесь вещаешь? Тут – то бес меня попутал -
Ведущий 1
Я, конечно закурил…
Отдай, отдай её Андрюша, Силы воли не
хватило
И нас немножечко послушай.
Отказать чертовке
милой…
Андрюша
Вот ведь в сети как попал…
К тому же фильтр защитит… Ведущий 1
Ведущий 2
Друг мой, ты бы лучше взял
Ну как ребёнок говорит! Да и бросил бы
курить,
Да фильтр на 25 процентов Чтоб
здоровью не вредить.
лишь поглощает никотин, Андрюша
К тому же с остальным букетом Я умом – то понимаю,
Не может справиться один. Что прескверно
поступаю…
Мне бы мужества набраться
И с куреньем распрощаться!
Может, брошу как нибудь…
Ведущие
Ну ступай!
В счастливый путь!
Капитан выбивает вопросы командам ( по три
вопроса каждой ). На обдумывание – 1 минута.
Вопрос 1
Где находится родина табака?
(остров Табаго
в Центральной Америке. Христофор Колумб увидел
там курящих индейцев)
Вопрос 2
Перечислите не менее 6-7 веществ, содержащихся в табачном дыме
( никотин, сажа, угарный газ, канцерогенные
смолы, синильная кислота, стирол, бензопирен,
радиоактивные вещества)
Вопрос 3
Как влияет никотин на организм человека?
( никотин вызывает сужение
сосудов в течение 30 минут. Это приводит к увеличению нагрузки на сердце, вызывает язву
желудка, снижает иммунитет, отрицательно влияет на дыхательную систему)
Вопрос 4
Во сколько раз надо разбавить табачный дым, чтобы его действие не было
вредным?
( суммарный показатель токсичности
табачного дыма составляет 384000 ПДК)
Вопрос 5
Как врачи рекомендуют бороться с курением?
( постепенное уменьшение дневной нормы
способствует уменьшению никотиновой зависимости)
Вопрос 6
Какое вещество считается самым вредным компонентом в табачном дыме?
( никотин, он по своему строению сходен со
многими необходимыми для организма соединениями, и блокирует наиболее важные
жизненные процессы – дыхание и кровообращение)
Вопрос 7
Какие заболевания характерны для курильщиков?
(бронхит, гастрит и язва желудка,
перемежающая «хромота», риск рака лёгких, повреждение зубной эмали, болезни
сердца и крови)
Вопрос 8
Как влияет курение на внутриутробное развитие ребёнка?
( никотин и угарный газ, проникая через
плаценту, связывают кислород и приводят к нарушениям нервной
и сердечно-сосудистых систем плода)
Вопрос 9
Как вы представляете себе заядлого курильщика?
( на ватмане нарисуйте шарж курильщика)
Если команда на вопрос не отвечает, то очко зарабатывает та , которая даст верный ответ.
Следующий капитан выбивает свой край.
Допустим « Алкоголизм». Предлагаем небольшое погружение в этот вопрос.
Ведущий 1
В одной из арабских легенд рассказывается о том, как один алхимик, желая
получить « эликсир жизни», стал перегонять старое вино, добавив к нему
поваренной соли. В итоге он получил жидкость, попробовав которую, алхимик с
удивлением заметил, что она оказывает опьяняющее воздействие. Пораженный
свойствами вещества «прогонять печаль и вызывать бодрость», алхимик решил, что
ему удалось открыть « воду жизни». Вещество также называли «пылающей водой» и
считали, что оно может растворять « философский камень».
Ведущий 2
Этанол нашёл весьма широкое применение в жизни человека, например в
качестве основного компонента алкогольных напитков. Оказалось, что по своему
физиологическому воздействию на организм человека этанол относится к наиболее
опасным наркотикам. Систематическое употребление этанола приводит к
стремительному развитию болезненного влечения к нему, которое сопровождается
глубокой перестройкой обменных процессов, развитием психических и соматических
изменений. Эта психологическая и физиологическая зависимость человека от
этанола получила название «алкоголизм». Попадание же в организм людей 500 мл
спирта заканчивается смертельным исходом.
Ведущий 1
У людей, регулярно употребляющих спиртные напитки, нарушается работа
печени и головного мозга, ухудшается память. Меняется также и поведение
человека, степень нарушения которого зависит от содержания этанола в крови.
Осознавая опасность, которую несут людям спиртные напитки, человечество
начало борьбу с алкоголизмом.
Ведущий 2
Расскажем только о самых необычных методах
борьбы. Например, в Древнем Египте существовал обычай ставить во время пирушки
на углу праздничного стола скелет, увенчанный погребальными украшениями. Это
служило убедительным напоминанием участникам празднества о необходимости
соблюдать меру в употреблении горячительных напитков.
Ведущий 1
В Спарте по закону Ликурга за употребление спиртного напитка грозило публичное наказание, а в случае
повторного нарушения закона – казнь. Здесь же принято раз в год напаивать
допьяна рабов и показывать их в таком виде юношам, чтобы внушить им отвращение
к пьянству.
Ведущий 2
В Древнем Риме вино не разрешалось пить мужчинам в возрасте до 30 лет, а
женщинам – любого возраста. При этом муж имел право убить свою жену в случае
нарушения ею этого запрета.
Не оставалась в стороне от запретов на употребление алкоголя и религия.
Ислам, буддизм, конфуцианство полностью запрещают употребление спиртного. В то
же время почти у каждого народа в древности был почитаемый им бог вина.
Ведущий 1
В России спиртные напитки были известны с XⅤⅠ в. Считают, что впервые их завезли сюда
генуэзские купцы. Вскоре власти убедились во
Капитан выбивает командам вопросы.
Вопрос 1
Назовите содержащие алкоголь продукты питания.
( кефир, фрукты, вино, пиво, водка)
Вопрос 2
Какова смертельная для человека доза спиртного?
( 7г на килограмм массы тела)
Вопрос 3
Назовите стадии опьянения и дайте их характеристику
( Лёгкая – беззаботность,
преобладание приятных ощущений.
Средняя – расторможенность,
громкая речь, грубые шутки, раздраженность, обидчивость, нарушение координации
движений.
Тяжёлая – немотивированная
агрессивность, потеря ориентации, исчезают реакции на внешние раздражители).
Вопрос 4
Назовите болезни, вызываемые алкоголем.
(гастрит и язва желудка, цирроз печени,
заболевания нервной и выделительной систем)
Вопрос 5
Почему опьяневший человек замерзает на морозе быстрее трезвого?
( алкоголь расширяет кровеносные сосуды и
увеличивает теплоотдачу)
Вопрос 6
Почему в годы Великой Отечественной войны в полевых госпиталях перед
операцией раненому давали от 100 до 200г
водки?
( значит не было
наркоза, а алкоголь – это наркотик, который подавляет чувство боли).
Вопрос 7
Как в других странах борются с алкоголизмом?
(В Швейцарии – ограничена оптовая продажа
спиртного, в Ливии, Иране – за изготовление, провоз и продажу спиртного – 100
ударов плетью, в России – продажа спиртного только с 21 года).
Вопрос 8
Дети Бахуса. Что вы о них знаете?
( Дети рождённые
от алкоголиков, или зачатые в момент алкогольного опьянения. Они чаще всего
неполноценны, как в умственном, так и в физическом развитии )
Вопрос 9
Заядлый алкоголик – как вы его себе представляете?
( нарисовать шарж – карикатуру на
алкоголика )
Последней команде достаётся край « Наркомания»
Ведущий 1
С веществами, которые теперь называют наркотиками, человек познакомился
давно. Древние египтяне готовили из мака снотворное. Бедуины, отправляясь в
дальний поход, запасались бангом – смолой, известной
сейчас под названием марихуаны или гашиша. Смолу курили, желая снять
психическую нагрузку, вызванную однообразным пейзажем пустыни.
Ведущий 2
Мексиканские индейцы перед началом ритуальных танцев доводили себя до
экстаза добавлением в еду грибов, содержащих псилоцибин,
и стеблей кактуса, в которые входит лискалин.
Ведущий 1
Шахтёры Боливии издавна получали часть жалования не
деньгами, а листьями растения, содержащего кокаин, которые они жевали или
Ведущий 2
Первым наркотическим веществом, выделенным в чистом виде, был морфин. В
Ведущий 1
Многие химики хорошо осведомлённые о тяжёлых последствиях наркомании,
пытались синтезировать вещества, которые, давая болеутоляющий эффект, не
наносили бы вреда психике человека. Однако их усилия не оправдались.
Ведущий 2
Более того, в результате этих исследований, учёные синтезировали такие
опасные наркотические вещества, как героин и диэтиламид
лизергиновой кислоты – ЛСД. По сей день ими ведутся
поиски безопасных наркотиков. Но и дельцы наркомафии не стоят на месте. В их
секретных лабораториях синтезируют наркотики, способные вызвать привыкание
после одной дозы.
Ведущий 1
Как и много веков назад, люди употребляют наркотики, но наркотическое
влияние их гораздо сильнее и разрушительное действие на организм намного
губительнее!
Люди каждый день употребляют вещества, которые также можно
охарактеризовать как наркотики. Вместе с чашкой чая, кофе или стаканчиком
кока-колы в организм попадает кофеин, с плиткой шоколада – теобромин, с кефиром
– этиловый спирт, с табачным дымом – никотин.
Ведущий 2
Однако содержание наркотических веществ в перечисленных продуктах
настолько мало, что они оказывают на организм бодрящее тонизирующее действие.
В 1961г Всемирная Организация Здравоохранения рекомендовала все
фармацевтические препараты, содержащие наркотики, отпускать строго по рецептам
врачей.
Капитан выбивает вопросы командам.
Вопрос 1
Кто в 1961г. рекомендовал все фармацевтические препараты, содержащие
наркотики, отпускать строго по рецептам врачей.
( ВОЗ - Всемирная Организация
Здравоохранения)
Вопрос 2
Назовите первое наркотическое вещество, выделенное в чистом виде.
( морфин)
Вопрос 3
Назовите одно положительное качество наркотиков.
( обезболивание – анестезия )
Вопрос 4
Как действуют на организм снотворные препараты?
( вызывают привыкание, как наркотики )
Вопрос 5
Назовите основные группы наркотиков.
( опиаты, психостимуляторы,
галлюциногены, снотворные )
Вопрос 6
Назовите причины, которые толкают человека к наркотикам.
( интерес, уверенность, что он всегда может
бросить, психологическая неудовлетворённость и др. )
Вопрос 7
Когда человек становится законченным наркоманом?
( когда уже не может обходиться без дозы )
Вопрос 8
Кто такие токсикоманы?
( Чаще всего подростки, употребляющие
вещества, способные действовать на психику – от разного рода таблеток до
растворителей, лаков, клея и др. )
Вопрос 9
Законченный токсикоман или наркоман. Какими вы их себе представляете?
( на альбомном листе нарисовать шарж –
карикатуру )
Ведущий 1
А теперь давайте подведём итоги нашей серьёзной игры. Победителям является команда, набравшая
наибольшее количество очков.
Но главный итог – это ваша дальнейшая жизнь
А мы вас предупреждаем, что…
Ведущий 2
·
- в результате курения у курильщиков
большой риск приобрести
·
-рак лёгких и туберкулёз
·
-перемежающую хромоту и облитирующий энтерит – в перспективе – гангрена и ампутация
конечностей
·
- гастрит, который может привести к
язве желудка
Ведущий 1
·
90% умственно отсталых детей – это
дети алкоголиков и пьющих родителей
·
В пьющих семьях -40% детей – недоразвитве и больные
·
Одна рюмка снижает работоспособность
на 20-30%
·
В состоянии опьянения совершаются 55%
всех краж, 79% грабежей, 65% нападений.
Ведущий 2
Вред наркомании можно проследить в следующем перечне:
·
Наркоман – плохой работник, так как
все его мысли заняты поиском наркотика
·
Наркоманы создают невыносимые условия
для своей семьи
·
Наркоманы деградируют физически и
морально
·
Наркоманы отравляют своих будущих
детей
·
Наркоманы чаще совершают
правонарушения
·
Наркоманы не имеют понятий о добре и
справедливости.
Вот почему ВЫ должны сказать: курению, алкоголизму,
наркомании
НЕТ
Участники победившей команды получают по отличной оценке по экологии. Для команды на Ⅱ месте приготовлены отличные оценки самым активным участникам. А команда, занявшая Ⅲ место получает всего одно пятёрку для самого сообразительного.